Семьи можно классифицировать по разным основаниям, например:
По составу: 2
- Неполная семья. 2 Состоит из одного родителя, который занимается воспитанием детей. 2
- Полная семья. 2 Включает в себя обоих родителей и их детей, если они имеются. 2 Также выделяют смешанные семьи, которые создаются повторно: у одного или у обоих родителей уже имеются дети от другого брака. 2
По положению супругов и равенству отношений: 2
- Патриархальные семьи. 2 Главенство мужа в семье и его решающее слово при принятии решений. 2
- Матриархальные семьи. 2 Главенство супруги, её власть и авторитет. 2
- Эгалитарные семьи. 2 Равноправие супругов как партнёров: совместное принятие решений, ситуативное распределение ведущих ролей и власти. 2
По структуре: 2
- Нуклеарные семьи. 2 Состоят из родителей и детей. 2
- Расширенные семьи. 2 Включают в себя родителей, детей и предыдущие поколения, а также родственников: бабушек, дедушек, тёть, дядей. 2
- Полные семьи. 2 Родители и ребёнок. 2
- Неполные семьи. 2 Родители без детей. 2
- Составные семьи. 2 Родители и несколько детей. 2
По количеству детей: 2
- Бездетные семьи. 2 Отсутствие детей. 2
- Малодетные семьи. 2 Один или два ребёнка в семье. 2
- Многодетные семьи. 2 Трое и более детей у одних родителей. 2
По месту проживания: 1
- Патрилокальная семья. 1 Семья проживает на территории мужчины с его родителями. 1
- Матрилокальная семья. 1 Супруги проживают на территории жены с её родителями. 1
- Неолокальная семья. 1 Молодая семья живёт отдельно от родителей. 1
По качеству отношений: 3
- Благополучная семья. 3 В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех её членов. 3
- Устойчивая или нормальная семья. 3 Здоровая и среднестатистическая пара. 3
- Проблемная семья. 3 Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду. 3
- Конфликтная семья. 3 Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции. 3
- Неблагополучная семья. 3 Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей. 3