Некоторые артикуляционные упражнения, которые используются для постановки звука «с»:
- «Наказать непослушный язычок». 1 Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». 1 Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5–10. 1
- «Блинчик». 12 Рот открыт, губы в улыбке. 1 Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. 1 Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. 2
- «Язык перешагивает через зубы». 1 Рот открыт, губы в улыбке. 1 Движения языка: широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней; широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. 1 При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 1
- «Почистим зубы». 13 Рот открыт, губы в улыбке. 1 Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. 1 Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. 1
- «Горка». 13 Рот открыт, губы в улыбке. 1 Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. 1 Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными. 1
Для постановки звука «с» также может использоваться упражнение «Волшебная палочка». 5 Ребёнок открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. 5 Затем упирается им в нижние зубки. 5 Логопед или родитель кладёт вдоль центра языка спичку или счётную палочку. 5 Затем ребёнок сжимает зубы и с усилием выдыхает. 5 Получится протяжное «с». 5 Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без неё. 5
Для подбора индивидуальных упражнений и их выполнения рекомендуется обратиться к логопеду.