Некоторые артикуляционные упражнения, которые используются для постановки звука «с»:
- «Наказать непослушный язычок». infourok.ru Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». infourok.ru Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5–10. infourok.ru
- «Блинчик». infourok.ru logoped-online.by Рот открыт, губы в улыбке. infourok.ru Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. infourok.ru Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. logoped-online.by
- «Язык перешагивает через зубы». infourok.ru Рот открыт, губы в улыбке. infourok.ru Движения языка: широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней; широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. infourok.ru При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. infourok.ru
- «Почистим зубы». infourok.ru nsportal.ru Рот открыт, губы в улыбке. infourok.ru Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. infourok.ru Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. infourok.ru
- «Горка». infourok.ru nsportal.ru Рот открыт, губы в улыбке. infourok.ru Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. infourok.ru Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными. infourok.ru
Для постановки звука «с» также может использоваться упражнение «Волшебная палочка». www.defectologiya.pro Ребёнок открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. www.defectologiya.pro Затем упирается им в нижние зубки. www.defectologiya.pro Логопед или родитель кладёт вдоль центра языка спичку или счётную палочку. www.defectologiya.pro Затем ребёнок сжимает зубы и с усилием выдыхает. www.defectologiya.pro Получится протяжное «с». www.defectologiya.pro Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без неё. www.defectologiya.pro
Для подбора индивидуальных упражнений и их выполнения рекомендуется обратиться к логопеду.