Для преодоления крутых подъёмов железнодорожный транспорт использует разные методы, например:
- Использование подталкивающего локомотива. 3 Его прицепляют к хвосту поезда на станции перед началом подъёма. 3 В качестве толкача может применяться как тепловоз, так и электровоз. 3
- Применение зубчатых железных дорог. 4 На таких путях между двумя рельсами проложена зубчатая рейка, с которой сцепляется одно или несколько зубчатых колёс. 4 Соединение зубчатых колёс с шестернёй рейки не позволяет составу скатываться назад. 4 Поезда зубчатых железных дорог могут преодолевать гораздо большие подъёмы, чем на классических путях: при влажных условиях — до 14%, при сухих — до 48%. 4
- Использование конусной формы колёс. 1 Благодаря такому устройству колёсная пара балансирует на рельсах, смещаясь по конусу влево-вправо. 1
- Применение систем подачи песка под колёса. 1 Их используют для улучшения сцепления ведущих колёс локомотива с рельсами. 1
Также для преодоления небольших подъёмов иногда увеличивают массу вагона. 2 Балласт создаёт дополнительное трение, и, разогнавшись, поезд иногда преодолевает небольшие подъёмы. 2