График движения железнодорожных составов формируется следующим образом: 1
- Выделяют технологическое «окно» в светлое время суток: на однопутном участке — 60 минут, на двухпутном — 120 минут. 1
- Начинают прокладку «ниток» поездов. 1 Сначала прокладывают скорые и пассажирские поезда с соблюдением норм остановок на участковых станциях. 1
- Затем строят нитки пригородных поездов. 1 Нужно предусмотреть своевременную доставку пассажиров в город утром к началу рабочего дня и вечером — отправление поездов после окончания трудового дня. 1
- Следующим шагом на график наносят сборные поезда, после чего приступают к грузовым. 1 Прокладку грузовых составов начинают с самого сложного участка — однопутного, так как там возникают сложности со скрещиванием и обгоном. 1
Для составления графика движения поездов определяют его основные элементы: 2
- Время хода поездов различных категорий по перегонам. 2 Его устанавливают в результате тяговых расчётов, а также проведения опытных поездок и учёта достижений передовых машинистов. 2
- Продолжительность стоянки поездов на станциях. 2 Она определяется категорией поездов, типом станции и технологическим процессом её работы. 2
- Станционные интервалы. 2 Это минимально необходимые промежутки времени для выполнения операций в процессе приёма, отправления и пропуска поездов. 2
- Интервалы между поездами в пакете. 2 Они равны наименьшему количеству времени, которое необходимо для обеспечения безопасного движения на нормальных скоростях по перегонам одного поезда вслед за другим. 2
- Время, в течение которого локомотивы находятся на станциях депо и в пунктах оборота. 2 Его определяют в результате хронометражных наблюдений путём применения передовых приёмов работы. 2
Также для составления графика движения поездов нужны размеры движения поездов (как пассажирских, так и грузовых), нормы массы и длины поездов и ряд других сведений. 2
График движения поездов составляется на год с корректировкой на зимний и летний период и вводится одновременно на всей сети железных дорог. 1