Сезонность влияет на количество повреждений железнодорожных путей следующим образом: зимой количество повреждений увеличивается в 2–3 раза по сравнению с летом. 1 Это объясняется повышением хрупкости и уменьшением ударной вязкости металла в условиях низких температур. 1
Также резкая смена погодных условий влияет на движение состава, сцепление колёс с рельсами, на работу стрелочных переводов и контактной сети. 2 В сильные морозы снижается прочность металла, замерзают смазки, интенсивные снегопады нарушают работу стрелочных переводов и других технических устройств. 2 Обильные дожди и влажность также отрицательно влияют на состояние железнодорожного полотна: происходит размыв трассы и разрушение полотна. 2
Кроме того, зимой увеличивается жёсткость пути в 2–3 раза из-за замерзания земляного полотна, балластного слоя и древесины шпал, а также снижения упругости резиновых прокладок. 3 При этом динамическое воздействие на путь резко возрастает. 3