Железнодорожные стрелки для изменения направления движения поездов называются стрелочными переводами. 13 Они состоят из нескольких частей: 3
- Стрелка. 3 Включает два рамных рельса, два соединённых между собой остряка и переводной механизм. 3 Остряки направляют движение подвижного состава по прямому пути или на ответвление. 3
- Крестовина. 3 Состоит из сердечника и двух изогнутых рельсов — усовиков. 3 Между усовиком и сердечником крестовины есть желоб для пропуска гребней колёс подвижного состава. 3
- Контррельсы. 3 Укладываются у рамных рельсов напротив крестовины, чтобы колёса при прохождении вредного пространства имели правильное направление и не могли попасть гребнями в желоб другого пути или ударить в острие сердечника. 3
- Соединительные пути. 3 Представляют собой один отрезок прямолинейного и криволинейного путей, которыми соединяются стрелка с крестовинной частью. 2
В зависимости от способа перевода остряков стрелки бывают нецентрализованные (остряки переводятся вручную) и централизованные (остряки переводятся специальным механизмом, управляемым с одного центрального пункта). 3
Чтобы изменить положение стрелочного перевода, используется ручной рычаг либо электромеханический привод, который подключён к системе диспетчеризации движения железнодорожного транспорта. 5