Современные системы вентиляции в железнодорожных туннелях могут быть устроены по разным схемам, например:
- Продольная система. 3 Воздух подаётся и удаляется по всему сечению тоннеля со скоростью не более 5–6 м/с. 3 Для интенсификации процесса проветривания используют осевые высокоскоростные вентиляторы, которые устанавливают вдоль тоннеля на стенах или потолке через каждые 40–60 м. 3
- Поперечная система. 3 Воздух подаётся в тоннель и удаляется со скоростью до 15–20 м/с по специальным каналам, расположенным над или под проезжей частью тоннеля. 3 В транспортную зону воздух поступает по поперечным каналам, размещённым через каждые 4–6 м по длине тоннеля. 3 Такая система обеспечивает равномерный приток и вытяжку воздуха и может использоваться в тоннелях длиной до 1,5–1,6 км. 3
- Комбинированная система. 3 Сочетает в себе особенности поперечной и продольной систем. 3
Некоторые элементы современных систем вентиляции в железнодорожных туннелях:
- Вентиляционные лопасти. 2 Могут быть различных форм и конструкций в зависимости от требуемых характеристик воздушного потока и давления. 2
- Корпус вентилятора. 2 Чаще всего сделан из стальных или алюминиевых материалов с антикоррозийным покрытием. 2
- Привод. 2 Может быть оснащён различными типами приводов, в том числе электродвигателями с высокой мощностью. 2
- Ротор. 2 Может быть осевым или центробежным в зависимости от требуемых характеристик. 2
- Регулировка скорости. 2 Некоторые современные туннельные вентиляторы оснащены системой частотного регулирования, что позволяет динамично изменять скорость вращения в зависимости от потребностей системы вентиляции. 2
- Системы мониторинга и автоматического регулирования. 2 Позволяют в реальном времени отслеживать работу туннельных вентиляторов и автоматически регулировать параметры в зависимости от изменения внешней среды или работы других систем вентиляции. 2