Обгонный пункт — раздельный пункт с путевым развитием на двухпутных железнодорожных линиях. 3 Предназначен для скрещения, обгона и в необходимых случаях перевода подвижного состава с одного главного пути на другой. 1
Для обгона поездов на обгонных пунктах, как правило, имеется по одному приемоотправочному пути в каждом направлении. 2 Для перевода поездов с одного главного пути на другой между главными путями в горловинах укладываются диспетчерские съезды. 2
Кроме того, на обгонных пунктах имеются:
- пассажирское здание или павильон, платформы и переходы между ними; 2
- служебное здание; 2
- устройства СЦБ и связи, освещения и контактной сети (на электрифицированных линиях); 2
- стрелочные посты. 2
В зависимости от расположения приемоотправочных путей различают следующие схемы обгонных пунктов: 1
- С поперечным расположением. 1 Самая распространённая схема, требует небольшой площадки и обеспечивает одновременный обгон поездов обоих направлений. 5
- Со смещённым расположением. 5 Применяют в тех случаях, когда необходимо разместить грузовые площадки по обе стороны от главных путей или облегчить условия разгона поездов после остановки. 5
- С одним приемоотправочным путём. 5 Устраивают при небольших размерах пассажирского движения в трудных топографических условиях. 5 Обгонный путь в этом случае используют для поездов чётного и нечётного направлений. 5
Границы обгонных пунктов определяются входными светофорами и знаками «граница станции» по каждому направлению. 5