Система постинтернатного сопровождения выпускников детских домов включает в себя три направления: 1
- Информационно-аналитическое. 1 Создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, обмен информацией с организациями и учреждениями, анализ профессионально-личностного становления, ведение карт сопровождения, отслеживание результатов сопровождения. 1
- Социально-психологическое. 1 Защита личных, жилищных и имущественных прав и интересов выпускников, предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства, социальный патронат, организация работы по повышению психологической устойчивости, оказание помощи выпускникам в решении социально-бытовых вопросов, организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации. 1
- Организационно-методическое. 1 Организация деятельности педагогов, администрации детского дома и социальных партнёров, направленной на поддержку выпускника, организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально-правовой и психолого-педагогической помощи выпускникам. 1
В широком смысле, постинтернатное сопровождение — это совместная работа организаций, которые в своей деятельности так или иначе контактируют с детьми и могут им помочь: центры занятости, образовательные и медицинские учреждения, центры сопровождения, организации социальной защиты и другие. 2
В узком аспекте — это деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и так далее, осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении. 2