Система помощи гражданам через социальные службы в России описана в федеральном законе №442-ФЗ от 28.12.2013. 15
Система включает в себя следующие элементы: 1
- Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. 12 Он занимается выработкой и реализацией государственной политики, нормативно-правовым регулированием в сфере социального обслуживания. 12
- Уполномоченный орган субъекта РФ. 12 Он выполняет полномочия в сфере социального обслуживания на территории субъекта, в том числе признает граждан нуждающимися и составляет для них индивидуальную программу предоставления социальных услуг. 12
- Организации социального обслуживания. 12 Они могут оказывать помощь на дому, в полустационарной или стационарной форме. 12
Помощь может оказываться на постоянной или периодической основе, а также разово, когда ситуация требует срочности. 5 Некоторые виды социальных услуг:
- Медицинские. 5 Помощь в измерении давления, контроль за приёмом лекарств, наблюдение за здоровьем и консультации по возникающим вопросам, занятия по адаптивной физкультуре и т. д.. 5
- Психологические. 5 Консультирование, психологическое попечительство, предоставление анонимной помощи. 5
- Педагогические. 5 Обучение по уходу за тяжелобольным родственником, занятия с родителями по обучению навыкам самообслуживания и общения у детей-инвалидов, проведение праздников и т. д.. 5
- Социально-бытовые. 5 Покупка и доставка на дом продуктов питания, прессы, книг, средств гигиены и ухода, промтоваров первой необходимости, оплата платёжек ЖКХ. 5
- Правовые. 5 Помощь в оформлении и восстановлении утраченных документов, защита прав и интересов, консультации по юридическим вопросам (в том числе бесплатные). 5
- Социально-трудовые. 5 Помощь в получении профобразования, трудоустройстве и трудовой адаптации. 5
- Срочные. 15 Снабжение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью, помощь с временным жильём, поддержка в получении экстренной психологической помощи и т. д.. 5
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, при этом отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. 3