Система подземного строительства метро в крупных мегаполисах мира включает в себя различные элементы, такие как станции, тоннели, пункты для стоянки, обслуживания и ремонта составов, вентиляционные и водоотливные комплексы, системы энергоснабжения и другие. 5
Станции обычно размещают в пассажирообразующих узлах города: точках пересечения магистралей, железнодорожных вокзалах, местах сосредоточения культурных, зрелищных и общественных центров. 2 Станции делятся на островные, где платформа расположена между путями, и береговые, где платформы расположены по обеим сторонам от путей. 2
Тоннели могут быть однопутными и двухпутными. 12 Строительство тоннелей ведётся либо закрытым способом (без вскрытия поверхности, через шахты), либо открытым (в траншее). 12 Последний метод чаще всего используется в том случае, если линию предполагается вести под широкой и относительно прямой улицей. 2
В зависимости от потребностей конкретного мегаполиса сети метрополитена могут проектироваться как с замкнутым движением по отдельным линиям, так и с движением по различным маршрутам в рамках единой сети, с переходом некоторых поездов между линиями. 2
При подземных сооружениях метрополитена строится комплекс систем вентиляции и водоотведения, в случае необходимости они могут использоваться в качестве убежищ для населения. 2
В некоторых городах в силу определённых причин (исторические традиции, сложный рельеф, трудные для подземной проходки грунты и другие) доминируют наземные линии. 1 Например, в Лондоне 55% сети наземные, в Чикаго — около 90%. 1