В современном железнодорожном транспорте используются разные системы нумерации в зависимости от типа составов. 1
В России распространена семизначная система, утверждённая стандартом 2005 года. 12 Каждая цифра в номере обозначает конкретный параметр: 1
- Первая цифра — род подвижного состава. 1 Например, у пассажирских вагонов здесь будет 0. 1
- Вторая и третья цифры у пассажирских вагонов обозначают код дороги, к которой приписан вагон. 1
- Четвёртая цифра — тип вагона: 1
- 0 — мягкий; 1
- 1 — купейный; 1
- 2 — плацкартный; 1
- 3 — межобластной вагон с сидячими местами; 1
- 4 — почтовый и банковский; 1
- 5 — багажный и почтово-багажный; 1
- 6 — вагон-ресторан; 1
- 7 — служебно-технический (дефектоскоп, путеизмеритель и т. д.); 1
- 8 — спецвагон; 1
- 9 — резерв. 1
- Пятая, шестая и седьмая цифры — порядковый номер вагона. 1
- Восьмая цифра — контрольная, используется для проверки правильности всей нумерации. 1
Для международных поездов используется расширенная нумерация, состоящая из 12 цифр. 1 Она разработана Международным союзом железных дорог (UIC) и называется EVN (European Vehicle Number). 2
Некоторые параметры, которые обозначает каждая цифра в этой системе:
- Первые две цифры указывают на совместимость колёсной пары с разными вариантами ширины колеи и наличие кондиционеров на борту. 1
- Третья и четвёртые цифры соответствуют коду страны, владеющей конкретным составом, для России это 20. 1
- Пятая и шестая показывают род пассажирского вагона (плацкарта, купе и т. д.), а также позволяют узнать количество мест. 1
- Седьмая относит вагон к группе по предельной скорости. 1
- Восьмая показывает вид используемого тока. 1
- Девятая, десятая и одиннадцатая классифицируют конкретный вагон по правилам владеющего им государства, включая его род и особенности. 1
- Последняя, двенадцатая цифра традиционно считается контрольной и показывает правильность составления всей нумерации вагона. 1