Угол наклона железнодорожного пути влияет на его эксплуатацию следующим образом:
- Резкие перепады пути могут быть рискованными. 1 Даже незначительный подъём может стать опасным из-за особенностей пары трения «колесо — рельс». 1 Особенно в морозную погоду или дождь, когда поезд под своим весом может просто скатиться вниз. 1
- На затопленных участках составам приходится снижать скорость, что приводит к сбоям в железнодорожном сообщении. 1 Чтобы предотвратить затопление и размыв путей, для них делают высокие насыпи. 1
- При обустройстве насыпей уменьшается нагрузка на железнодорожные составы и сокращается время в пути, а значит, повышается их производительность. 1
- На поворотах наклон полотна помогает предотвратить проворачивание колёсной пары, которая закреплена на вагонах жёстко на одной оси и не имеет дифференциала, так как внутренние и внешние колёса при повороте проходят разный путь. 4
Согласно нормативному документу СП 119.13330.2017, максимальный уклон железнодорожного полотна не должен превышать 40‰. 1