Учёные описывают феномен молодёжной субкультуры с разных точек зрения, так как единого подхода к изучению этого явления не существует. 1 Некоторые из них:
- Системно-динамический подход. 1 Молодёжную субкультуру рассматривают как сложную систему с совокупностью взаимосвязанных элементов. 1 Она претерпевает различные изменения и имеет несколько фаз развития: зарождение, угасание на время либо приобретение новых черт, а также адаптирование к изменениям, происходящим в социуме. 1
- Синергетический подход. 1 Отображает процесс взаимодействия молодёжных неформальных объединений. 1 Практически все молодёжные субкультуры взаимодополняются, переплетаются, перетекают одни в другие. 1
- Когнитивный подход. 1 Неформальное молодёжное объединение рассматривают как своеобразную систему познания действительности, через которую молодёжь получает информацию об окружающем мире, его иерархии ценностей и нормах поведения. 1
- Функционалистский подход. 1 Рассматривает изучаемое явление с точки зрения социального института, который выполняет функцию социализации молодого человека в обществе, его адаптации к изменяющимся условиям жизни, к нормам общества, оказывает помощь в преодолении социальных и психоэмоциональных трудностей в период перехода к самостоятельной взрослой жизни. 1
- Концепция реконструкции. 1 Предполагает тщательное изучение, воспроизведение и описание идеологических установок, мировоззрения и системы ценностей представителей конкретной молодёжной субкультуры, её системы миропонимания. 1
Также учёные отмечают, что составляющими молодёжной субкультуры являются собственный ценностный строй, общность интересов, вкусов, стиль жизни, нормы поведения, традиции, обычаи, ритуалы, внешние признаки (одежда, причёски, макияж, предметы потребления, символика, тату и пр.), символика, формы общения, формы самовыражения, деятельность, практики, стереотипы, язык, музыка. 5