Для строительства станций метро в условиях неустойчивых грунтов использовали различные методы, которые можно разделить на механические, физические и химические. 1
Механические способы включали: 1
- Шпунтованное ограждение. 1 Применялось для крепления стен котлованов (траншей) от их обрушения в водонасыщенных и не отдающих воду породах. 1 Ограждение могло быть деревянным при мощности плывуна 3–4 м и металлическим при мощности плывуна до 15 м. 1
- «Стена в грунте». 1 Применялась для сооружения стен подземных вестибюлей, станций метрополитенов, стен тоннелей мелкого заложения. 1 Выемки и траншеи заполнялись глинистым раствором, который позволял сохранить устойчивость стенок траншеи. 1
- Буронабивные сваи. 1 Использовались при возведении стен перегонных и станционных тоннелей метрополитенов мелкого заложения открытым способом. 1
Физические способы включали: 1
- Искусственное замораживание грунтов. 13 Создавалось временное прочное и водонепроницаемое крепление выработок из замороженного грунта (ледогрунтовое ограждение). 1
- Кессонный способ. 1 Применялся для проходки горизонтальных и вертикальных выработок в водоносных грунтах и плывунах. 1 Суть метода — искусственное создание избыточного давления в зоне забоя для отжатия грунтовых вод от места производства работ. 1
Химические способы включали: 1
- Химическое закрепление грунтов. 1 Применялось при подготовке котлованов для сооружения вестибюлей, подземных переходов, отдельных участков тоннелей открытым способом. 1
Например, при сооружении первой очереди Московского метрополитена способ химического закрепления грунтов использовали для предотвращения осадок зданий, расположенных вблизи метротрассы. 1