SROI (социальный возврат на инвестиции) — метод измерения экологической и социальной ценности по отношению к затраченным ресурсам. 13 Его используют для оценки эффективности инвестиций в социальные и экологические проекты. 13
Процесс анализа SROI состоит из 6 этапов: 1
- Выбор объекта анализа и определение ключевых стейкхолдеров. 1 Задаются чёткие рамки анализа SROI, определяются участники процесса оценки, организуется их участие. 1
- Составление карты результатов. 1 Совместно со стейкхолдерами разрабатывается карта результатов (или теория изменений), показывающая связи между вкладами в проект или деятельность, его продуктами и конечными результатами. 1
- Подтверждение результатов и монетизация. 1 Собираются данные для подтверждения или опровержения достижения результатов, затем проводится подбор денежных эквивалентов результатов, не имеющих общепризнанной рыночной стоимости. 1
- Оценка воздействия. 1 Из анализа исключаются изменения, не являющиеся следствием анализируемого воздействия. 1
- Расчёт SROI. 1 Все положительные результаты проекта или деятельности в денежном выражении суммируются, из них вычитаются все выявленные в процессе анализа отрицательные результаты. 1 Итог сопоставляется с общей суммой инвестиций в проект или деятельность. 1
- Отчёт, обсуждение и использование результатов. 1 Полученные результаты представляются стейкхолдерам для обсуждения, анализа и принятия решений о конкретных действиях на основании результатов оценки SROI. 1
SROI учитывает воздействия, которые, как правило, не имеют рыночной стоимости. 13 Однако у метода есть и потенциальные ограничения: например, невозможно однозначно измерить удовлетворённость людей от улучшения экологической обстановки. 4