Социальные статусы влияют на восприятие личности в обществе следующим образом:
- Определяют круг прав и обязанностей человека. 1 Чем выше статус в обществе, тем больше у его обладателя возможностей и тем уже рамки допустимого поведения. 1 Например, статус обычного продавца в магазине предполагает небольшой объём возможностей, но широкие рамки поведения, а топ-менеджера международной компании — больше возможностей и прав, но и больше ожиданий в отношении его поведения. 1
- Формируют ожидания и навыки. 1 Социальные роли и статусы определяют задачи, круг ответственности и стиль общения в разных сферах жизни. 1 Например, позиция лидера развивает организаторские способности, а роль слушателя учит терпению и эмпатии. 1
- Оценивают значимость личности для общества. 3 Высокий статус выступает отражением высокой значимости и ценности личности для общества и субъекта познания, низкий статус — негативной характеристикой личности человека, а средний статус выступает показателем, в рамках которого человек рассматривается как представитель «нормы». 3
Восприятие социального статуса другого человека осуществляется на основании анализа внешних проявлений (оценка аккуратности, аксессуаров, одежды и другого), невербального поведения (оценка уверенности индивида — направленность взгляда, частота и темп жестикуляции, улыбка, особенности паравербального компонента) и ситуации (характеристика места, в котором действует объект, наличие различных аксессуаров и их качество). 3