Социальные и культурные изменения влияют на определение возрастных периодов несколькими способами:
- Трансформация структурной составляющей возрастной системы. 1 Изменяется привычный ритм протекания жизненного цикла, смещаются и размываются возрастные границы основных этапов жизни. 1
- Изменение содержания понятий. 1 Например, меняется понимание детства, юности, зрелости и старости, включающее в себя набор нормативных свойств и идентификационных моделей, приписываемых культурой лицам определённого возраста. 1
- Изменение задач и значения возрастных этапов в существующей социокультурной системе. 1
Некоторые примеры влияния социальных и культурных изменений на определение возрастных периодов:
- Переход от постфигуративного типа культуры (дети учатся у предков) к префигуративному (взрослые учатся у своих детей). 2 Старшее поколение уже не является единственным источником знаний, опыт взрослых обесценивается. 2 Такой культурный переход стирает границы между детством и взрослостью. 2
- Смена критериев оценивания взрослости. 2 Если раньше эти критерии включали в себя объективные показатели (финансовая автономия, отдельное проживание, семья, работа, дети), то сейчас эти критерии более субъективны: принятие ответственности за собственные решения, поступки. 2
- Влияние информационного общества. 4 В связи с возникновением информационного общества и новой графическо-визуальной культуры наблюдается распад социальной структуры детства. 4 Это связывается с тем, что информация становится общедоступной, меняется форма передачи информации. 4
- Влияние института образования. 4 Чем больше времени человек тратит на то, чтобы освоить какую-либо профессию, тем дольше длится его молодость, а необходимость постоянно совершенствовать имеющиеся навыки и обретать новые, связанная с концепцией непрерывного образования, значительно отодвигает старость. 4