Для рационального планирования рабочих смен железнодорожным бригадам можно использовать следующие рекомендации:
- Учитывать график движения поездов. 14 Продолжительность непрерывной работы бригад (от явки в депо или пункт подмены до сдачи локомотива, за исключением времени следования пассажиром) должна устанавливаться в соответствии с графиком движения поездов. 14
- Соблюдать нормы рабочего времени. 14 Например, для машинистов грузового, пассажирского, пригородного, скоростного и высокоскоростного движения при работе без помощников машиниста — не более 7 часов. 14 Для машиниста пассажирского движения (при условии оборудования подвижного состава системой автоведения) — не более 8 часов. 14 Для работников локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного движения без помощника машиниста — не более 6 часов. 14
- Обеспечивать своевременную сменяемость. 1 Например, не допускать отправления бригад маневровых локомотивов и локомотивов с вывозными и передаточными поездами на другие железнодорожные станции, если время окончания поездки превысит установленное время смены. 14
- Учитывать время следования. 12 Время следования работников локомотивных и кондукторских бригад от места постоянной работы к пункту, назначенному для приёма локомотива, а также время возвращения к месту постоянной работы включается в рабочее время и не включается в продолжительность непрерывной работы. 12
- Регламентировать графики дежурств. 12 Для работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности пассажирского поезда, несущих сменные дежурства в поездке, — графики сменности, утверждаемые работодателем на каждый поезд с учётом местных условий. 2 Для работников, не несущих сменных дежурств, — графики дежурств в рейсе, утверждаемые работодателем на каждый поезд. 2
Требования к режиму рабочего времени и времени отдыха железнодорожным бригадам закреплены в приказе Минтранса России от 11.10.2021 №339. 13