Тоннелепроходческий щит в метро работает следующим образом: 2
- Щит с помощью ротора (режущего органа) разрабатывает перед собой грунт. 2 При этом в грунт нагнетается специальный раствор для его закрепления. 2
- За щитом сразу же образуется готовый тоннель. 2 Метростроевцы при помощи блокоуладчика собирают из блоков бетонное (при необходимости — чугунное) кольцо, от которого щит отталкивается домкратами и продолжает проходку. 2
- Тоннель проходится последовательно — щит немного продвигается и устанавливается кольцо, затем процесс повторяется. 2 Ширина одного кольца — от 1,2 до 1,8 метров. 2
Грунт поступает в специальные карманы щита, оттуда по конвейеру — в вагонетки, курсирующие по временным рельсам, а потом — на поверхность. 1 Вагонетки вывозят грунт и поставляют нужные детали, например тюбинги. 1
Комплекс прокладывает путь с помощью точнейшей навигационной электроники. 1 Машинист щита постоянно сверяет координаты маршрута, ведь проходческий комплекс может отклониться от заданных параметров не больше чем на восемь миллиметров. 1