Воздухораспределитель на железнодорожном транспорте управляет тормозом вагона, соединяя и разъединяя друг с другом тормозную магистраль, запасной резервуар и тормозной цилиндр. 2
Воздухораспределитель работает в трёх режимах: 2
- Отпуск и зарядка. 2 Тормозная магистраль соединена с запасным резервуаром, а тормозной цилиндр — с атмосферой. 2 В таком режиме поезд следует всё время, когда торможение не требуется. 2
- Торможение. 2 Запасный резервуар соединяется с тормозным цилиндром, тем самым наполняя его. 2 Сжатый воздух в цилиндре прижимает тормозные колодки к колёсам. 2
- Перекрыша. 3 После прекращения разрядки тормозной магистрали через кран машиниста разрядка запасного резервуара в атмосферу продолжается через атмосферный клапан. 3 Это происходит до тех пор, пока давление в резервуаре не уравняется с давлением тормозной магистрали. 3
Воздухораспределитель воспринимает изменение давления в тормозной магистрали, которое возникает благодаря крану машиниста. 2 Некоторые воздухораспределители могут затормозить сами, реагируя на снижение давления в тормозной магистрали, без участия машиниста. 2