Система учёта товаров в современных торговых предприятиях может работать двумя методами: вручную (на бумажных носителях, например, в специальных книгах и бланках, тетрадях и таблицах Excel) и с помощью автоматизированных программ. 1
Процесс товарного учёта можно разделить на несколько этапов: 1
- Поступление товаров. 1 Поставки сопровождаются накладными, в которых содержится информация о поставщике, продукции, её закупочной цене и НДС. 1 Новый товар приходуется, добавляется торговая надбавка, затем данные вносятся в базу. 1
- Перемещение. 1 Часть продукции не сразу попадает на полки магазина, она хранится в складских помещениях. 1 Здесь работает складской учёт, который фиксирует виды товара, его стоимость, количество и время нахождения на складе. 1
- Продажи и возвраты. 1 К этой категории относят всевозможные варианты убытия товаров из торговой точки, например, продажи, возвраты (поставщику), кражи, списания и порчи. 1 Все подобные мероприятия сопровождаются товарным или кассовым чеком, за выписку которого отвечает кассир. 1
- Остатки. 1 По окончании каждой смены производится подсчет остатков, они фиксируются в журнале или специализированной программе. 1 Важно проводить регулярные инвентаризации, которые позволят сверить остатки по данным с фактическими. 1
Автоматизированные программы позволяют сократить время на ввод данных, свести к минимуму ошибки, полученные путём ввода вручную. 3 Также они помогают отслеживать, какие товары продаются чаще, а какие залеживаются на полках и требуют скидки. 3