Система ремонта железнодорожных путей включает различные виды работ, которые различаются по сложности, объёму и срочности. 4
По сложности и объёму выделяют: 4
- Капитальный ремонт. 4 Проводится, когда сильный износ и повреждения не позволяют дальше эксплуатировать путь. 4 Включает полную замену рельсошпальной решётки или другого элемента. 4
- Средний ремонт. 4 Всё полотно полностью не снимается, но проводятся мероприятия по усилению несущей способности металлической конструкции пути или балластной призмы. 4
По степени срочности ремонтные работы делят на: 4
- Предупредительный ремонт. 4 Проводится в рамках долгосрочного плана и включает защитные меры, которые препятствуют появлению неисправности полотна. 4
- Текущий ремонт. 4 Проводится в соответствии с расписанием и направлен на устранение некритичных нарушений, которые пока позволяют эксплуатировать путь, но без ремонта могут стать опасными. 4
- Срочный (оперативный) ремонт. 4 Проводится безотлагательно и направлен на быстрое устранение выявленных серьёзных нарушений, делающих эксплуатацию пути опасной. 4
Некоторые виды ремонта и их особенности:
- Шлифовка рельсов. 24 Устраняет потёртости и прочие мелкие неисправности, восстанавливает гладкость поверхности рельсов, продлевая этим их срок эксплуатации и минимизируя вероятность аварии. 4
- Сварка рельсовых плетей. 2 Применяется при создании бесстыкового пути, обеспечивающего более плавный ход поездов и меньший износ колёс. 2
- Одиночная замена рельсошпальной решётки. 4 Применяется, когда нужно восстановить короткий участок пути. 4
- Установка или замена стрелочного перевода. 4 Включает в себя формирование балластной призмы (или восстановление старой), сборку и реконструкцию звеньев, задание бокового направления. 4
Во время работ по модернизации пути предоставляются «окна» в движении поездов: ремонтируемый перегон полностью закрывают на несколько часов или суток, в течение которых осуществляется весь комплекс ремонтных работ. 1 Все поезда пропускаются по второму пути. 1
При планировании ремонтных работ учитывают интенсивность движения на участке, климатические условия, состояние инфраструктуры и наличие ресурсов. 2