Система наставничества в молодёжных организациях России направлена на социализацию, психологическую и профессиональную адаптацию молодых людей в образовательной, производственной и социальной сферах, их духовно-нравственное, личностное и профессиональное развитие. 3
Некоторые этапы работы системы наставничества:
- Нормативно-правовое оформление. 4 Определяются заинтересованные в наставничестве аудитории, информируется коллектив и собираются предварительные запросы в зависимости от выбранной формы наставничества. 4
- Сбор данных. 4 Проводится первичное анкетирование кандидатов, в ходе которого определяется пригодность к участию в программе наставничества и профиль наставника по критериям: жизненный опыт, сфера интересов, профессиональные компетенции, возрастная категория потенциальных наставляемых, ресурс времени. 4
- Отбор и обучение наставников. 4 Разрабатываются критерии отбора наставников, организуется отбор (анкетирование, собеседование) и обучение наставников. 4
- Формирование пар «наставник — наставляемый» либо групп из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям: профессиональный профиль или личный опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого, у наставнической пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества. 4
- Выбор форматов взаимодействия. 4 Определяются форматы взаимодействия для каждой пары или группы. 4
- Мониторинг эффективности реализации программы. 4 Организуется сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы. 4
- Завершение программы наставничества. 4 Подводятся итоги работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, проводится открытое публичное мероприятие для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. 4
За развитие системы наставничества в России отвечает, например, Росмолодёжь, которая разрабатывает и реализует программы, направленные на поддержку молодёжных инициатив, организацию образовательных мероприятий и развитие наставничества как эффективного инструмента профессионального и личностного роста. 5