Система интеграции мигрантов в разных европейских странах имеет свои особенности, так как в каждом государстве и в каждом регионе требуются свои решения с учётом специфики принимающих обществ и прибывающих потоков иммигрантов. 4
В большинстве европейских государств программы интеграции мигрантов вырабатываются и координируются на национальном уровне, на этом же уровне осуществляется и их финансирование. 3 При этом в последние годы развивается тенденция децентрализации в интеграционной политике: значительная часть ответственности делегируется вниз — федеральным землям, языковым сообществам и далее, на уровень муниципальных властей (прежде всего, отдельных городов). 3
Некоторые примеры систем интеграции мигрантов в европейских странах:
- Нидерланды. 1 Власти призывают мигрантов участвовать в общественных мероприятиях, способствующих изучению правил и норм поведения в обществе. 1 Система предусматривает социальную помощь в виде бесплатных курсов по изучению голландского языка, но с одним условием: если беженцы не будут прикладывать усилия, заниматься и стараться адаптироваться в современное общество, то государство может наложить на них санкции. 1
- Германия. 1 Государство активно разрабатывает проекты, призванные обеспечить интеграцию беженцев в демократическое общество. 1 Германия уделяет большое внимание обучению языку, мигрантам часто предлагают интенсивные курсы. 1
- Великобритания. 1 Лондон проводит как профориентационные, так и психологические работы с беженцами. 1 Оказывается консультация по выбору профессии, социальные службы помогают в трудоустройстве. 1
Некоторые общие принципы интеграционной политики Европейского союза:
- интеграция — это динамичный, двусторонний процесс, когда навстречу друг другу идут как инокультурные иммигранты, так и всё население принимающих стран Европейского союза; 4
- интеграция предполагает уважение со стороны иммигрантов к ценностям Европейского союза; 4
- занятость на рынке труда является важной составляющей интеграционного процесса; 4
- базовое знание языка, истории и государственных структур принимающего общества являются необходимой предпосылкой для интеграции; 4
- в сфере образования особое внимание должно уделяться обучению иммигрантов, а особенно их детей, всему тому, что нужно для более активного и успешного участия в жизни общества. 4