Ледокольная проводка судов в морских портах Крайнего Севера включает следующие этапы: 2
- Ледовая разведка. 2 Ледокол проводит её, чтобы оценить ледовые условия. 2
- Прокладка каналов во льду. 2 Ледокол прокладывает каналы для плавания судов. 2
- Формирование группы судов и расстановка их для следования за ледоколом. 2 Это происходит с учётом мощности главных двигателей, ледового класса, груза и габаритов судов. 1
- Плавание судна в проложенном во льду канале. 2 Судно следует за ледоколом на буксире или без него в одиночном плавании или в составе группы судов. 2
Ледокольная проводка осуществляется ледоколами, имеющими право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. 2 Место и время начала и окончания проводки судовладелец согласовывает с организацией, оказывающей услуги. 2
Различают два вида буксировки судов ледоколами: 1
- Буксировка на длинном буксире. 1 Судно следует за ледоколом на стальном буксирном тросе на определённом расстоянии (обычно от 5 до 150 метров). 1 Такая буксировка проводится в составе каравана судов. 1
- Буксировка «вплотную». 1 Ледокол осторожно подходит к судну кормой, на которой есть специальный технологический вырез. 1 В этот вырез заводится нос судна, потом он жёстко привязывается двумя стальными тросами для дальнейшей буксировки. 1 Такая буксировка проводится в сложных ледовых условиях и на прямом курсе. 1
В особо тяжёлых случаях, когда судно вмерзло в лёд, ледокол проходит рядом, окалывает судно и освобождает его из ледяных тисков. 1