Эволюция шрифтов с засечками от древних до современных можно описать так:
Древние времена: финикийцы писали быстро, без засечек и заглавных букв. 3 Однако римляне, выводя буквы на пергаменте тростниковым пером, стали добавлять декоративные штришки на концах букв, чтобы визуально сбалансировать форму. 3
Эпоха Возрождения: в качестве альтернативы готическому письму появилась антиква. 1 Первые образцы создал французский типограф Николя Жансон в 1470 году, взяв за основу римское монументальное письмо и каролингский минускул. 1 Засечки сформировались из следов каллиграфического пера при написании букв. 1
Период 1495–1515 годов: венецианский типограф Альд Мануций усовершенствовал форму засечек, сделав их более утончёнными и симметричными. 1 Это положило начало формированию старостильной антиквы как отдельного класса шрифтов. 1
XVII век: появилась французская антиква, разработанная комиссией Королевской академии наук. 1 Новый стандарт характеризовался математически выверенными пропорциями и контрастом штрихов. 1 В этот период засечки приобрели строгую геометрическую форму. 1
Конец XIX века: с развитием промышленной печати антиква трансформировалась в множество подвидов. 1 Появились брусковые засечки, египетские и переходные формы. 1 В противовес антикве начал формироваться новый класс шрифтов без засечек — гротеск, однако классическая антиква сохранила позиции основного текстового шрифта. 1
В XVIII веке: некоторые влиятельные шрифтовые дизайнеры произвели революцию в засечках и сделали их такими, какими они известны сегодня. 2 Например, Уильям Каслон создал более изысканную версию засечек старого стиля, а Джон Баскервилл — первый переходный шрифт. 2
В период эпохи Просвещения: во Франции семейство Didot разработало один из первых современных шрифтов с засечками, который определяется очень тонкими засечками и очень высоким контрастом между толстыми и тонкими штрихами. 2
В начале XX века: индустриализация оказала значительное влияние на развитие типографики. 5 Типографы стали уделять больше внимания функциональности и удобству чтения. 5 Это привело к созданию простых и понятных шрифтовых гарнитур. 5
В первой половине XX века: под влиянием кубизма, футуризма и конструктивизма в дизайне возникло новое направление — чистая геометрия. 5 Дизайнеры начали использовать строгие формы и линии, создавая новые шрифтовые гарнитуры. 5
В 1970-х годах: засечки-завитки, пузырчатые буквы и очень толстые шрифты в стиле диско стали символами эпохи. 5 Типографика этого периода отличалась витиеватостью, экстравагантностью и яркостью. 5
1980-е годы: развитие технологий и появление персональных компьютеров открыло новые возможности для экспериментов в типографике. 5 Появились пикселизированные шрифты с различными оптическими эффектами. 5
В 1990-х годах: типографика была дурашливой и мультяшной, вдохновлённой поп-культурой той эпохи. 5 Фильмы, сериалы, мультфильмы и музыка стимулировали создание новых, креативных шрифтов. 5