Для предотвращения затопления судна можно принять следующие меры:
- Конструктивные. ru.wikipedia.org Деление внутреннего объёма корпуса судна на водонепроницаемые отсеки по вертикали (палубами) и горизонтали (переборками). ru.wikipedia.org Также можно соединить отсеки противоположных бортов, устроить двойное дно и двойной борт, установить водоотливные и осушительные средства. ru.wikipedia.org
- Организационные. ru.wikipedia.org Наблюдение за уровнем льяльных вод, состоянием водонепроницаемых закрытий, перепускной арматуры, шпигатов. ru.wikipedia.org Также нужно контролировать целостность корпуса и переборок, нагрузку и расходование грузов, особенно жидких грузов. ru.wikipedia.org Ещё важно поддерживать в готовности средства борьбы за живучесть судна (БЗЖ). ru.wikipedia.org
- Технические. ru.wikipedia.org В случае повреждений судна можно устранить крен и дифферент путём затопления отсеков, симметричных с повреждёнными (контрзатопление). ru.wikipedia.org Также можно восстановить остойчивость перепуском жидких грузов из верхних отсеков в нижние и приёмом балласта в нижние отсеки. ru.wikipedia.org Ещё одна мера — восстановить целостность корпуса и переборок (заделать пробоины). ru.wikipedia.org Также нужно откачивать поступившую воду. ru.wikipedia.org
Главным документом, которым необходимо руководствоваться для обеспечения непотопляемости неповреждённого судна, является «Информация об остойчивости судна для капитана». sea-man.org В ней содержатся требования к критериям остойчивости, предельному количеству и размещению грузов именно для данного судна, сведения о судне, необходимые для расчёта остойчивости, и рекомендации по сохранению остойчивости. sea-man.org