Для правильной организации экскурсий для школьников в природоохранные зоны рекомендуется следовать таким шагам:
- Наметить тему. 2 Желательно, чтобы она звучала эмоционально или проблемно, что позволит сразу заинтересовать учащихся. 2
- Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии. 2 Нужно учесть время проведения, чтобы определить подготовленность ребят к самостоятельной работе при выполнении практических заданий. 1
- Выбрать место проведения экскурсии. 2 Заранее побывать там и разработать маршрут. 2 Предусмотреть меры по технике безопасности, определить места для подвижных игр, сбора информации и природного материала, наблюдений и общественно полезной деятельности. 2
- Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины. 2
- Продумать методику проведения экскурсионного занятия. 2 Нужно стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставляя детей мыслить и делать выводы. 2
- Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить коллективные и групповые наблюдения), наметить общественно полезные дела, распределить обязанности между подгруппами и отдельными учащимися. 2
- Продумать, к каким обобщениям и выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность. 2
- Провести экскурсию, фиксируя все наблюдения. 2
- Обосновать и обсудить результаты с учащимися. 2
Также можно организовать на пришкольных участках учебные экологические тропы — специально оборудованный маршрут, который проходит через различные природные объекты, имеющие природоохранную ценность. 5