Колёса у поездов железнодорожного транспорта поворачиваются благодаря особой конструкции колёсной пары. 1 Она представляет собой пару колёс, жёстко посаженных на ось и вращающихся вместе с ней как единое целое. 2
Когда поезд едет прямо, радиус обеих колёс на оси совпадает, поэтому она движется параллельно рельсам. 1 Но когда дорога начинает поворачивать, одно колесо прикасается к рельсе точкой с меньшим радиусом. 1 Из-за этого оно начинает проходить меньшее расстояние, чем колесо на другом конце оси. 1 Последняя начинает смещаться, и поезд поворачивает. 1
Кроме того, колеса имеют форму небольшого конуса. 4 Со внутренней стороны (со стороны реборды) они имеют немного больший диаметр, чем с внешней стороны. 4 Когда поезд входит в поворот, колёсная пара немного смещается в сторону внешнего рельса, так что одно колесо движется по рельсе на большем диаметре, а другое — на меньшем. 4 Когда кривая заканчивается, колёсная пара вновь встаёт по центру. 4