Порожний пробег влияет на себестоимость перевозок следующим образом: при его увеличении увеличиваются затраты на топливо и техническое обслуживание транспорта, а также тратится время, которое можно было бы использовать для перевозки других грузов и увеличения прибыли. 3
Например, если порожние вагоны следуют мимо попутного груза без его подхватывания, это создаёт дополнительную непроизводительную нагрузку на железнодорожную инфраструктуру и увеличивает совокупные транспортные издержки. 2
С другой стороны, снижение порожнего пробега, например, за счёт внедрения рациональных маршрутов перевозок, может привести к снижению себестоимости перевозок. 1
Также при изменении порожнего пробега вагонов изменяются все статьи зависящих расходов. 4 Например, при уменьшении этого показателя на 1% полная себестоимость грузовых перевозок при электровозной тяге снижается на 0,15%, а в части себестоимости, зависящей от объёма перевозок, — на 0,37%. 4