Визуальная сигнализация на железных дорогах осуществляется с помощью видимых сигналов, которые выражаются цветом, формой, положением и числом показаний. 13
Некоторые виды визуальной сигнализации и их особенности:
- Дневные. 1 Подаются в светлое время суток. 1 Для их подачи используют диски, щиты, флаги и сигнальные указатели. 1 В тоннелях дневные сигналы не применяются. 3
- Ночные. 1 Подаются в тёмное время суток. 1 Используют огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах и сигнальных указателях. 1 Ночные сигналы могут применяться и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях. 1
- Круглосуточные. 1 Подаются одинаково в светлое и тёмное время суток. 1 К ним относятся огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, постоянные диски уменьшения скорости и другие. 1
Также к видимым сигналам относят обозначение головы и хвоста поезда и специальные сигнальные жилеты у работников ряда железнодорожных профессий. 3
Звуковая сигнализация на железных дорогах выражается числом и сочетанием звуков различной продолжительности. 15
Некоторые устройства, которые используют для подачи звуковых сигналов:
- свистки локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава; 15
- ручные свистки; 15
- духовые рожки; 15
- сирены; 15
- гудки; 15
- петарды. 15 Взрыв петарды требует немедленной остановки. 15
Один из наиболее распространённых звуковых сигналов — оповестительный, он подаётся одним длинным гудком локомотива и предупреждает о приближении поезда. 3 Команда «Стой» обозначается тремя короткими звуковыми сигналами. 3