Особенности рельефа города и инженерно-геологические процессы влияют на строительство станций глубокого заложения, например, следующим образом:
- Пересечение древних палеодолин. 5 Например, при строительстве перегона между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» трасса пересекала древнюю долину реки и мощную толщу водоносных песков. 3 Это привело к ряду аварий как при строительстве, так и при последующей эксплуатации. 5
- Пересечение обводнённых прослоёв песчаников. 5 При этом в тоннели начинает поступать вода, что вызывает проблемы с эксплуатацией установленного в них оборудования. 5
- Наличие плывунов. 3 Чаще всего они встречаются в болотистых местах и опасны при проходке, поскольку могут затопить часть тоннеля. 3 Чтобы укрепить конструкцию, грунты обычно замораживают. 3
- Карст. 5 Вызывает большие затруднения при строительстве метро, зданий и сооружений глубокого заложения, основанием которых являются закарстованные породы. 5
- Большие валуны. 3 При строительстве тоннелей рабочие наталкиваются на большие валуны, которые приходится разбивать отбойными молотками, а самые массивные — убирать, закапывая ниже тоннеля, или в крайнем случае взрывать. 3
При изысканиях под строительство сооружений глубокого заложения необходимо изучение не только физико-механических свойств, но и геолого-структурных условий кристаллических массивов. 4