Работа вспомогательного персонала в современных производственных условиях организуется через систему обслуживания. 1 Она представляет собой комплекс регламентированных по объёму, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих. 1
Система обслуживания базируется на функциональном разделении труда. 1 В результате основные рабочие максимально высвобождаются от выполнения вспомогательных работ, а каждая функция обслуживания осуществляется определёнными профессионально-квалификационными группами вспомогательных рабочих. 1
Функции обслуживания рабочих мест могут выполняться по различным системам: 1
- При централизованной системе обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия. 1 Это позволяет более рационально использовать работников обслуживающих служб, концентрировать их усилия на определённых участках обслуживания, механизировать труд. 1
- Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). 1 Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. 1
- При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие — децентрализовано. 1
Обслуживание рабочих мест может осуществляться в виде одной из трёх основных форм: 1
- Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым свести к минимуму простои основных рабочих и оборудования. 1
- Планово-предупредительное обслуживание используется в серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса. 1 Эта форма носит предупредительный характер, который выражается в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. 1
- Дежурное обслуживание используется в единичном и мелкосерийном производстве и характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. 1 Оно осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости. 1
Также эффективной стратегией организации работы вспомогательного персонала может быть передача его функций на аутсорсинг сторонним специализированным компаниям. 4 Это позволяет снизить затраты и освободить организацию от забот, связанных с подбором, обучением и ротацией кадров. 4