Оптимизация состава и массы поезда может положительно влиять на расходы железных дорог, но также может иметь и негативные последствия. 12
Оптимизация состава может привести к сокращению оборота вагона и экономии вагонов рабочего парка. 1 При этом увеличение состава, с одной стороны, выгодно для графика движения (снижаются размеры движения, хотя и замедляется продвижение поездов), а также для эксплуатации локомотивов (снижается потребность в них). 1
Однако увеличение состава отрицательно сказывается на продолжительности обработки транзитных поездов на технических станциях, поскольку она прямо пропорциональна величине состава. 1
Оптимизация массы поезда может способствовать более эффективному использованию подвижного состава и локомотивных бригад. 2 Однако при этом ухудшается качество перевозок вследствие увеличения времени накопления вагонов на путях сортировочного парка, что означает увеличение срока доставки груза и, тем самым, снижает конкурентоспособность железной дороги. 2
Таким образом, оптимизация состава и массы поезда должна проводиться с учётом различных факторов и критериев, чтобы выбрать оптимальное решение, которое будет способствовать снижению расходов и повышению экономической эффективности перевозок. 13