В транспортной логистике различают несколько видов средней скорости движения, в зависимости от вида транспорта и условий: 25
- Для автомобиля выделяют техническую и эксплуатационную среднюю скорость: 15
- Техническая скорость указывает, сколько километров автомобиль проходит в среднем за час движения. 1 Рассчитывается как отношение общего пробега к времени, затраченному на этот пробег. 1 При этом время простоя, вызванное регулированием движения, в расчёт не включается. 1
- Эксплуатационная скорость показывает, сколько километров автомобиль проходит в среднем за один час работы, включая время движения и время простоев (в основном, погрузо-разгрузочные операции). 1 Рассчитывается делением общего пробега на общее время работы автомобиля в рейсе. 1
- Для железнодорожного транспорта различают техническую и участковую среднюю скорость: 5
- Техническая рассчитывается как отношение величины линейного пробега ко времени нахождения локомотивов на перегонах в локомотиво-часах. 5
- Участковая определяется как отношение величины линейного пробега к затратам времени локомотивов в работе (времени нахождения локомотивов на перегонах и промежуточных станциях). 5
- Для морских судов выделяют эксплуатационную и валовую среднюю скорость: 25
- Эксплуатационная определяется за единицу времени судов в ходу. 25
- Валовая — за единицу времени в ходу, на маневрах и швартовке. 25
- Для речных судов различают техническую и путевую среднюю скорость: 25
- Техническая рассчитывается на единицу времени чистого хода судна. 25
- Путевая определяется на единицу времени нахождения несамоходного судна с грузом (время хода плюс время стоянок с судном). 25
Средняя скорость движения зависит от конструктивных характеристик транспортных средств, профиля пути, сопротивления движению и других факторов. 25