Определение оптимальной скорости движения пассажирского состава требует комплексного подхода с учётом различных факторов. 1
Существует несколько видов скоростей движения пассажирских поездов: 5
- Ходовая. 25 Чистая скорость движения поезда без учёта остановок в пути следования и связанных с этим разгонов и замедлений. 5 На ходовую скорость влияют профиль и состояние пути, мощность локомотива и масса поезда. 2
- Техническая. 25 При расчёте этой скорости учитывают время, которое было потеряно на разгоны и торможения, вызванные остановками поездов. 2 Техническая скорость зависит от ходовой скорости и числа остановок поезда. 2
- Участковая. 12 При расчёте этой скорости берут время, которое было фактически потеряно из-за остановок поезда. 2 Участковая скорость зависит от размеров движения всех поездов, пропускной способности участка, технического состояния путей, мощности локомотивов, наличия автоблокировки и того, насколько грамотно был составлен график движения поездов. 2
- Маршрутная. 25 При расчёте этой скорости берут время, которое прошло от момента формирования поезда до его расформирования. 2 В это время включено всё: и остановки, и разгоны с торможениями, и операции на технических станциях, такие, как осмотр вагонов, смена локомотивов или локомотивных бригад. 2
Для нахождения оптимальных значений веса и скорости поездов проводят технико-экономические расчёты. 3 При этом учитывают затраты на потребный парк локомотивов, содержание локомотивных бригад, электроэнергию (или топливо) и ремонтные работы, и другие факторы. 3
Для каждой конкретной линии необходимо учитывать разнообразие условий, в которых она работает. 5 Кроме особенностей плана и профиля пути, нужно знать географическое положение, характер и размер пассажирского и грузового движения, расчётные скорости, мощности и тип локомотивов. 5