Чтобы объяснить ребёнку время на часах, можно следовать таким шагам:
- Мотивировать. 1 Чтобы ребёнок захотел научиться понимать время по часам, важно подчеркнуть ценность этого навыка. 1 Например, можно почаще обращать внимание ребёнка на часы: «Мы пойдём гулять в 11 часов», «Я приду за тобой в шесть часов». 1
- Показать часовую стрелку. 1 Предложите ребёнку понаблюдать за её движением и попросите описать её: например, она толстая, короткая, самая медленная. 1 Объясните, что цифры на циферблате обозначают часы. 1 Если часовая стрелка указывает на цифру «1» — значит, сейчас один час, если на цифру «2» — значит, сейчас два часа и так далее. 1
- Объяснить, что такое сутки. 1 Обсудите с ребёнком, что сутки делятся на утро, день, вечер и ночь, а ещё в них 24 часа — за это время часовая стрелка проходит два полных круга по циферблату. 1
- Познакомить с минутной стрелкой. 5 Объясните, что одно деление означает 5 минут. 5 Если стрелка сдвинулась на два деления — это 10 минут (два раза по пять). 5
- Потренировать определять время с точностью до минут. 1 Расскажите ребёнку, что часовая и минутная стрелки двигаются вместе: часовая идёт медленно, а минутная — быстро. 1 Чтобы определить время, нужно сначала посмотреть на часовую стрелку и назвать число на циферблате, на которое указывает стрелка. 1 Затем надо найти минутную стрелку и отсчитать количество делений, которое она прошла, начиная с числа 12. 1
- Объяснить, что такое полчаса, четверть, без пяти минут. 1 Только после того, как ребёнок начнёт хорошо ориентироваться по часам со стрелками, можно переходить к таким понятиям, как «половина часа», «четверть часа», «без пяти минут» и так далее. 1
Чтобы освоить тему, можно использовать игры: засекать с ребёнком время по часам со стрелкой и потом считать, сколько минут ушло на переодевание, еду или уборку игрушек; на игровых детских часах со стрелками предложить малышу устанавливать время, которое вы будете называть; поменяться местами: теперь ребёнок называет время, вы устанавливаете стрелки на часах, а он определяет, правильно ли выполнено задание. 2
Все дети разные: кто-то может за день понять, как определять время по часам, а кому-то понадобится месяц. 1 Важно переходить к следующему шагу только после того, как усвоен предыдущий. 1