Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) общество и государство могут способствовать следующим образом:
Со стороны общества важно создавать условия для взаимодействия особенных и здоровых детей. 3 Здоровые школьники должны научиться быть толерантными, а дети с ОВЗ — не чувствовать себя не такими как все. 3 Для этого можно, например:
- Внедрять инклюзивное образование. 35 Дети с физическими, эмоциональными, языковыми и другими особенностями могут учиться в обычных общеобразовательных учреждениях. 3
- Организовывать мероприятия, которые позволяют организовать досуг и развитие детей с ОВЗ. 5 Например, можно проводить встречи с интересными людьми, экскурсии, организовывать участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях. 5
- Проводить подготовку окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии. 2
Со стороны государства важно создавать систему социальных служб, которая позволит нивелировать ограничения, препятствующие процессам социализации и индивидуального развития детей с ОВЗ. 12 Некоторые меры, которые могут быть полезны:
- Разработка индивидуальных образовательных программ. 3 Образовательный процесс выстраивают с учётом реальных возможностей, особенностей развития и потребностей ребёнка с ОВЗ. 3
- Создание комфортных условий для детей с ОВЗ в зданиях общественной инфраструктуры. 3 Например, можно перепланировывать учебные помещения, создавать новые методики обучения, задействовать специальное оборудование. 3
- Разработка специальных законов и нормативных актов, которые устанавливают ответственность органов государственной власти и управления за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование. 14