Безопасность буксировки судов на открытой воде обеспечивается несколькими способами, среди них:
- Согласованность действий капитанов буксирующего и буксируемого судов. 2 Для предупреждения опрокидывания буксиров в процессе эксплуатации применяют длинный буксирный трос, который смягчает рывки. 2 Также выполняют манёвры только при условии их безопасности. 2
- Проверка готовности буксируемого судна. 1 Перед выходом в море капитан буксирного судна проверяет герметизацию и водотечность надводной части корпуса, готовность буксирного и швартовного устройств и снаряжения. 1
- Использование специального оборудования. 2 Для предотвращения поломок и повреждений судов и причальных сооружений буксиры оборудованы привальными брусьями и кранцами. 2
- Наличие сопровождающего экипажа. 15 Члены сопровождающего экипажа (проводники) обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом. 5
- Использование навигационных средств. 1 На всех судах каравана ведут прокладку и счисление пути, при этом основной считается прокладка буксирного судна, которой руководствуются остальные суда каравана. 1
- Подготовка к штормовым условиям. 1 В случае ухудшения погоды, когда караван застигнут штормом в открытом море, капитан буксирного судна должен принять меры для обеспечения безопасности буксируемого судна, например уменьшить ход, увеличить длину буксирной линии, выбрать наиболее благоприятный для буксируемого судна курс относительно волны и ветра, усилить наблюдение за состоянием и поведением буксируемого судна, следовать в место укрытия от непогоды. 1