Социальные роли и ожидания от подростков в обществе меняются по мере взросления, так как подросток проходит этап трансформации из ребёнка, ответственность за которого несут родители, в самостоятельного, взрослого субъекта общества. 4
Некоторые изменения:
- Расширение ролевого набора. 45 В сравнении с детьми более младшего возраста у подростков добавляются «взрослые» роли: сын/дочь, брат/сестра, друг, ученик, лидер, работник, пассажир, пешеход, покупатель, гражданин. 5
- Увеличение количества групп, в которых состоит подросток. 4 Постепенно количество групп, в которых состоит индивид, увеличивается, а вместе с ними расширяется и ролевой набор. 4
- Изменение характера отношений. 2 Подросток стремится найти своё место в системе социальных отношений, обрести определённый социальный статус, достичь общественного признания. 2 При этом он ориентируется преимущественно на оценки своего поведения взрослыми и сверстниками. 2
- Активный поиск жизненных целей. 4 Подросток активно познаёт себя и своё социальное окружение, формирует планы на будущее. 4
На формирование социальных ролей подростка влияют, в первую очередь, взаимоотношения со сверстниками и взаимоотношения в семье. 4