Кривая продаж отражает жизненный цикл товара в виде графика объёма продаж и прибыли во времени. 3 На графике представлены основные этапы жизненного цикла товара: внедрение на рынок, стадия роста, этап зрелости товара и стадия спада продаж. 3
Классический график жизненного цикла товара характеризуется следующими этапами: 1
- Ускоряющийся подъём от оси Х, когда продукт переходит от внедрения к фазе роста. 1
- Замедление и пик зрелости. 1 Уровень продаж и прибыли стабилизируется, а рост замедляется. 3
- Постепенное снижение, которое предвещает уход с рынка. 1
Помимо классической модели, существует несколько вариантов кривых жизненного цикла продукта, которые описывают изменение продаж и прибыли продукта со временем: 4
- Кривая «БУМ». 45 Представляет собой этап роста, который длительное время сохраняется и не приводит к стадии зрелости и упадка. 5 Этот тип кривой характерен для продуктов, которые популярны на рынке и поддерживают стабильный процесс производства. 5
- Кривая «Плато». 5 Отражает быстрый взлёт и затем быстрое падение до достижения уровня стабильности. 5 Этот вид кривой характерен для продуктов, которые подвержены краткосрочным трендам. 5
- Кривая «Сезонность». 5 Характеризуется циклами спада и роста, которые чередуются между собой. 5 Эта кривая типична для сезонных товаров, таких как коньки, лыжи, купальники, цветы и другие. 5
- Кривая «Гребешок». 5 Демонстрирует на стадии зрелости очередной рост продаж. 5 Данный тип характерен для успешно развивающихся товаров, способных привлекать новых покупателей или увеличивать частоту использования продукта. 5
- Кривая провала. 25 Эта кривая сразу переходит в стадию спада после внедрения на рынок. 5 Рост объёмов продаж на стадии внедрения обусловлен только пробными покупками. 5