Некоторые композиционные приёмы, которые используются в архитектуре для создания гармоничных пространств:
- Симметрия и асимметрия. 1 Первая ассоциируется со стабильностью, спокойствием и уверенностью, а вторая придаёт динамизм и движение. 1 В сложных композициях симметрия и асимметрия обычно сопутствуют друг другу. 3
- Нюанс и контраст. 1 Использование контрастных сочетаний подчёркивает противоречие, в то время как нюанс его смягчает. 1
- Доминанта в композиции. 1 Необходима для выделения центра и ядра, без неё глаз блуждает без определённого «якоря», за который можно зацепиться. 1
- Тождественные элементы. 1 Позволяют создать ощущение равновесия и схожести, они связывают воедино разрозненные части. 1
- Сомасштабная человеку архитектура. 1 При этом внимание уделяется не только высоте здания и отсутствию гигантизма, но и применению элементов и деталей, которые основаны на антропометрических параметрах, например ступенях, проёмах, дверях и окнах. 1
- Ритм и метр. 1 Это самый часто применяемый приём в архитектуре, который определяет статичность или динамичность композиции. 1
- Пропорции. 34 Одно из основных композиционных средств, применяемых в архитектуре для приведения соотношений всех частей сооружения в зрительную гармонию. 3
- Линии. 1 От них зависит восприятие пространства, вертикальные линии создают ощущение полёта, зигзагообразные отталкивают, а плавные наиболее соответствуют спокойному и расслабленному состоянию. 1
- Силуэт и форма здания. 1 Воспринимаются зрителем на подсознательном уровне, глаз разбивает сложные формы на более понятные и простые для изучения. 1
Гармоничность здания не может быть измерена в абсолютных числах, она всегда относительна и субъективна. 1