Протяжённость железнодорожных путей может измеряться по разным параметрам, например:
- Эксплуатационная длина. 14 Это сумма расстояний между осями станций независимо от количества путей, лежащих на общем земляном полотне. 4 Используется при тарифных расчётах. 4
- Строительная длина. 4 Это длина отсыпаемого земляного полотна под главные пути при сооружении дороги. 4 Определяется от начального пункта отсыпки полотна в месте примыкания до конца. 4
- Приведённая длина. 4 Это условный показатель объёма устройств верхнего строения пути. 4 Выражается в условных километрах первого главного пути. 4 При этом 1 км первого главного пути считается за единицу, 1 км второго пути — за 0,75 единицы, 1 стрелочный перевод — за 1/22 единицы, 1 км станционного пути — за 1/3 единицы и т. д.. 4
- Полезная длина. 4 Это часть станционного пути, которая может быть использована для стоянки поезда или группы вагонов без стеснения движения по соседним путям и по ограничивающим данный путь стрелочным переводам. 4 Измеряется расстоянием между предельными столбиками у стрелочных переводов для сквозных путей или от предельного столбика до начала призмы упора в тупиковых путях. 4 При наличии выходного сигнала с данного пути полезная длина считается до этого сигнала. 4
Для измерения протяжённости железнодорожных путей используют путеизмерительное оборудование, которое включает электрические измерительные датчики, специальный портативный компьютер и высокоточные автоматические измерительные приборы. 5