Эффективность городского и междугороднего транспортного потока измеряется с помощью различных показателей. public-transport.org spravochnick.ru
Для оценки транспортной доступности используются, например:
- способность перевозить определённые категории пассажиров и грузов (например, процент низкопольных автобусов для перевозки маломобильных пассажиров); public-transport.org
- пропускная способность конкретной интермодальной инфраструктуры; public-transport.org
- лёгкость доступа к транспортной системе; public-transport.org
- лёгкость пересадок; public-transport.org
- процент населения или генерирующего грузопотоки бизнеса, имеющего доступ к транспортной системе в пределах определённого временного интервала или расстояния. public-transport.org
Для оценки мобильности применяются такие показатели, как:
Эксплуатационная (операционная) эффективность транспортных систем оценивается через удельные показатели: public-transport.org
- затраты на единицу размерности рассматриваемого объекта (первоначальные затраты на техническое обслуживание, поддержание характеристик системы, отнесённые, например, к численности парка транспортных средств или протяжённости инфраструктуры); public-transport.org
- общие затраты на систему с учётом её «жизненного цикла» (отнесённый к рассматриваемому временному периоду); public-transport.org
- затраты пользователя на единицу пользования системой (например, на число поездок); public-transport.org
- общие затраты и выгоды пользователей на протяжении всего «жизненного цикла» системы и другие. public-transport.org
Безопасность дорожного движения обычно оценивается через удельные показатели: public-transport.org
- частость ДТП или другие удельные показатели аварийности (число ДТП на 1 км улично-дорожной сети, на ежегодный средний ежедневный пробег транспортных средств, на средний годовой пробег транспортных средств и другие); public-transport.org
- тяжесть последствий ДТП (количество погибших, раненых в ДТП, материальный ущерб от ДТП, отнесённые на численность населения, на численность парка транспортных средств, на суммарный пробег транспортных средств за определённый период). public-transport.org
Также при оценке эффективности функционирования транспорта общего пользования выделяют экономическую и социальную эффективность. spravochnick.ru При расчёте экономической эффективности в качестве затрат выступают издержки транспортных предприятий, а главным экономическим эффектом — прибыль, которую транспортное предприятие заработает за определённый период. spravochnick.ru При определении социальной эффективности могут быть использованы такие параметры, как время ожидания транспорта на остановочном пункте, продолжительность перевозки, необходимость пересадок с одного транспорта на другой и их количество, объём загрязнений окружающей среде, чистота внутреннего помещения транспортного средства, его эстетический вид и другие. spravochnick.ru