Эффективность городского и междугороднего транспортного потока измеряется с помощью различных показателей. 13
Для оценки транспортной доступности используются, например:
- способность перевозить определённые категории пассажиров и грузов (например, процент низкопольных автобусов для перевозки маломобильных пассажиров); 1
- пропускная способность конкретной интермодальной инфраструктуры; 1
- лёгкость доступа к транспортной системе; 1
- лёгкость пересадок; 1
- процент населения или генерирующего грузопотоки бизнеса, имеющего доступ к транспортной системе в пределах определённого временного интервала или расстояния. 1
Для оценки мобильности применяются такие показатели, как:
- число поездок на душу населения за определённый период времени; 1
- время поездки, уровень обслуживания, скорость, задержка, перегруженность; 1
- отношение средней скорости движения в конкретный временной период к скорости в «пиковый» период; 1
- время пересадки в мультимодальных пересадочных узлах, часы суммарной задержки; 1
- доля инфраструктуры, работающей не в режиме перегрузки в «пиковый» период. 1
Эксплуатационная (операционная) эффективность транспортных систем оценивается через удельные показатели: 1
- затраты на единицу размерности рассматриваемого объекта (первоначальные затраты на техническое обслуживание, поддержание характеристик системы, отнесённые, например, к численности парка транспортных средств или протяжённости инфраструктуры); 1
- общие затраты на систему с учётом её «жизненного цикла» (отнесённый к рассматриваемому временному периоду); 1
- затраты пользователя на единицу пользования системой (например, на число поездок); 1
- общие затраты и выгоды пользователей на протяжении всего «жизненного цикла» системы и другие. 1
Безопасность дорожного движения обычно оценивается через удельные показатели: 1
- частость ДТП или другие удельные показатели аварийности (число ДТП на 1 км улично-дорожной сети, на ежегодный средний ежедневный пробег транспортных средств, на средний годовой пробег транспортных средств и другие); 1
- тяжесть последствий ДТП (количество погибших, раненых в ДТП, материальный ущерб от ДТП, отнесённые на численность населения, на численность парка транспортных средств, на суммарный пробег транспортных средств за определённый период). 1
Также при оценке эффективности функционирования транспорта общего пользования выделяют экономическую и социальную эффективность. 3 При расчёте экономической эффективности в качестве затрат выступают издержки транспортных предприятий, а главным экономическим эффектом — прибыль, которую транспортное предприятие заработает за определённый период. 3 При определении социальной эффективности могут быть использованы такие параметры, как время ожидания транспорта на остановочном пункте, продолжительность перевозки, необходимость пересадок с одного транспорта на другой и их количество, объём загрязнений окружающей среде, чистота внутреннего помещения транспортного средства, его эстетический вид и другие. 3