Транспортные и экономические связи между крупнейшими агломерациями мира изменяются в зависимости от этапа развития агломерации: 5
- На первом этапе происходит сближение связанных производственными отношениями отдельно расположенных территорий и предприятий. 5
- На втором этапе происходит трансформация (укрупнение и формирование единого) рынка труда, рост потоков трудовой маятниковой миграции к центральному городу агломерации. 5
- На третьем этапе происходит децентрализация производства и потребления из разросшихся центральных муниципальных образований агломерации на её периферию, в города-спутники (или подцентры). 5 Это обеспечивает равномерное развитие агломерации, формирование единого агломерационного рынка и инфраструктуры. 5
- Для четвёртого «постиндустриального» этапа характерно углубление функциональных связей отдельных структурных элементов агломерации. 5 Развиваются прямые связи между подцентрами агломерации, увеличиваются объём и разнообразие рынков товаров и услуг, агломерация интенсивно встраивается в глобальную иерархическую структуру городского ядра. 5
Главным показателем эффективности агломераций считается транспортная доступность всех населённых пунктов, входящих в её состав. 2 При этом эффективность агломерации в целом определяется наличием транспортных (а значит, и экономических) связей с другими агломерациями. 2