Концепция молла (торгово-развлекательного комплекса) менялась в разных странах, например:
- Англия: первый прообраз молла появился в XVIII веке и представлял собой торговую улицу в центре квартала. 1 Со временем вдоль улицы стали размещать не только магазины, но и кафе, парикмахерские, выставки, а саму улицу использовать для занятий ходьбой и бегом. 1
- США: торговые центры современного типа впервые появились в США в 1950-е годы в связи с развитием субурбанизации. 3 Основополагающим элементом в архитектуре такого торгового центра (молла) стала автопарковка. 3 Центральной точкой центра делал крупный универмаг («якорный арендатор»), вокруг которого размещались небольшие магазины. 3
- Европа: в XIX веке в Европе (прежде всего в Париже) появились торговые пассажи, где магазины были размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи, с остеклённым перекрытием. 3
- Германия: в Германии, с хорошо развитыми центрами развлечений и фитнеса, формат ТРЦ не стал популярным. 1 Германские моллы ориентируются на торговлю, бытовые услуги и фуд-корты, а развлекательной части отводится всего 2,4% арендуемых площадей. 1
- Арабские Эмираты: самый известный эмиратский молл «Аль Гурейр-Сити» после реконструкции превратился в город под одной крышей с живописными аллеями, площадями, садами с фонтанами и водопадами. 1
В 1990-е годы в США многие моллы закрылись, что было связано как с общим экономическим кризисом, так и с отказом от строительства «больших коробок с магазинами» в пользу так называемых lifestyle centers (торговых центров «открытого» типа, имитирующих пешеходные улицы с магазинами). 3