Система автомобильных пунктов пропуска на государственной границе России предназначена для пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. 12
Пункты пропуска устанавливаются на железнодорожных, автомобильных станциях или вокзалах, в морских, речных (озерных) портах, аэропортах (аэродромах), военных аэродромах, открытых для международных сообщений, а также на иных специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности. 12
Некоторые особенности функционирования системы:
- Автоматизация процессов. 5 Камеры на въезде в пункт пропуска фиксируют регистрационный номер автомобиля и прицепа, считывают номер контейнера, распознают QR-код на лобовом стекле автомобиля. 5
- Распределение транспортного потока. 5 Решение о том, нужно ли дополнительно проверять груз, принимает автоматизированная система управления рисками (СУР). 5 Безрисковые поставки, по которым не требуется фактический контроль, следуют по «зелёным коридорам». 5 «Рисковые грузы» направляются через специально выделенные «красные коридоры» на площадку для таможенного контроля с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) или на досмотр товаров. 5
- Отсутствие прямого контакта водителя с сотрудниками таможни. 5 Весь документооборот и процедуры идентификации водителя, транспортного средства и товаров проводится автоматически в электронном виде. 5
По информации на октябрь 2024 года, в Российской Федерации 381 пункт пропуска, до 2030 года планируется реконструировать и отремонтировать 87 приоритетных пунктов, которые обеспечивают большую часть пассажиро- и грузопотока. 4