Гражданские ценности у учащихся в современном образовании формируются через различные методы и формы учебной и внеурочной деятельности. 14
В рамках учебных дисциплин (например, истории и обществознания) школьники узнают о гражданственности, качествах настоящего гражданина, его правах и обязанностях. 2 На уроках создают условия, при которых учащиеся самостоятельно принимают участие в дискуссиях и обсуждениях, отстаивают своё мнение, анализируют ответы друг друга, находят несколько вариантов решения проблемы. 2 Такие занятия способствуют формированию правовой культуры, умению занимать чёткую гражданскую позицию. 2
Внеурочная деятельность выступает фактором воспитания гражданственности и патриотизма. 1 Она даёт возможность сформировать гражданскую идеологию, мировоззрение. 1 Например, Всероссийские олимпиады, краеведческие музеи, интеллектуальные конкурсы, сотрудничество с Советом ветеранов воспитывают такие качества, как духовность, бережное отношение к традициям, к культуре и истории своего народа, общественную активность. 1
Также для формирования гражданских ценностей используют социальное проектирование. 1 Оно может осуществляться как на уроках, так и в неурочной деятельности. 1 Основная цель социального проектирования — создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. 1
Ещё один способ — изучение Конституции РФ. 2 Ей посвящены отдельные темы на уроках обществознания и права, проводятся классные часы. 2 Благодаря таким занятиям у обучающихся формируются представления об основном законе государства, об основах правового статуса личности, об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство, конституционный статус власти и систему конституционных прав и свобод. 2