Форма и конструкция вагона существенно влияют на его аэродинамическое сопротивление. 13 Некоторые факторы, которые определяют величину сопротивления воздушной среды для железнодорожного вагона:
- Напор воздуха и отрыв воздушного потока от поверхности поезда. 3
- Характер обтекания поверхности отдельными экипажами поезда и течение в междувагонных промежутках. 3
- Неоднородность поверхности поезда, сопровождающаяся локальным изменением площади поперечного сечения, наличием выступающих частей и прочего. 3
- Вязкое трение между поверхностью поезда и воздухом. 3
- Интенсивное перераспределение воздушного потока в области под поездом из-за неоднородности поверхности подкузовного пространства, а также вращения колёсных пар, создающих эффект вентилятора. 3
Некоторые примеры влияния формы и конструкции вагона на аэродинамическое сопротивление:
- Наличие гофров на поверхности боковых стен и крыши увеличивает затраты мощности. 1 Например, 32 гофра высотой 15 мм увеличивают аэродинамическое сопротивление трения примерно на 23%. 1
- Различные надстройки на вагонах, такие как вентиляционные фильтры, дверные ручки, смотровые мостики, блоки сопротивления и токоприёмники, также влияют на аэродинамическое сопротивление. 1
- Для высокоскоростных поездов характерны кузова обтекаемой формы без выступающих частей, а оборудование закрыто кожухами или иным способом. 5
Для снижения воздействия воздушной среды на поезд выполняется оптимизация форм и конструкции вагонов. 3